пример: +7 (812) 3094729
+7 (812) 3094729
Заказать обратный звонок
время работы: 06:00 до 24:00

Внимание! Если Вы регистрировались на нашем сайте, нажмите здесь, чтобы войти в систему.

(адрес должен быть реальным, на него будет выслано подтверждение бронирования)
КодСтраны(КодГорода)Номер
Например: 7(800)3330812

Общественный транспорт Санкт-Петербурга

ТроллейбусЛюбому туристу, который собирается перемещаться по Петербургу не на своём или арендованном автомобиле, необходимо знать, как пользоваться петербургским общественным транспортом. Если вы приехали из другого российского города, то разобраться с этим вопросом не составит особого труда. Исключением будет разве что метрополитен в случае, если в вашем родном городе такового нет. Но даже для москвича в системе петербургского общественного транспорта найдутся незнакомые особенности..

Метрополитен (метро)

Схема метрополитена

По историческому центру Петербурга удобно перемещаться на метро. К сожалению, станции этого вида общественного транспорта расположены неравномерно и не охватывают весь старый город. Но большинство главных достопримечательностей Северной столицы находятся в пешеходной доступности от станций метрополитена, поэтому воспользоваться им всё-таки придётся.

Если московское метро считается самым красивым в мире, то петербургское – самым глубоким. Из-за сложных болотистых грунтов подземные тоннели проложены на глубине до 100 метров, из-за чего эскалаторы многих станций покажутся первое время непривычно длинными даже жителям столицы. Вместе с тем, есть у нас и станции мелкого заложения, где эскалаторы отсутствуют вообще.

Строительство метрополитена началось в Ленинграде перед началом Второй мировой войны, а завершилось в 1955 году. Проектировалось оно ещё в сталинское время, поэтому первые восемь станций ленинградского метро получили богатое оформление. Станции «Площадь Восстания», «Владимирская», «Пушкинская», «Технологический Институт», «Балтийская», «Нарвская», «Кировский Завод» и «Автово» стали настоящими подземными дворцами. Особенно нарядна последняя из них, её рекомендую посетить любому гостю Петербурга. «Фирменным» знаком станции «Автово» являются облицованные художественным стеклом колонны. Выглядят они весьма впечатляюще, даже без предполагавшейся изначально внутренней подсветки.

Местоположение станций метро можно найти на любой карте Петербурга. Вход в вестибюль обозначен узнаваемым логотипом – синей буквой «М». За входом посетители метро в большинстве случаев найдут магазины торговой сети «Первая полоса», где продаются газеты, журналы, канцелярские товары, книги лёгкого жанра. Часто их дополняют салоны сотовой связи, магазины по продаже цветов.

Для прохода к эскалаторам (к спуску под землю) необходимо пройти турникеты, которые принимают оплату за пользование «подземкой». Оплата может быть произведена жетонами или пластиковой проездной картой. В 2017 году один жетон стоит 45 рублей. Опустив жетон в турникет, вы получите возможности пройти дальше и проехать до любой станции метро. Никаких дополнительных плат, например за дальность поездки или за длительное время нахождения на территории метрополитена, не предусмотрено.

Если вы планируете пользоваться метро 10 раз и более, то сэкономить деньги помогут многоразовые проездные билеты в виде пластиковых карт. Они, равно как и металлические жетоны, продаются в кассах метро. Для того, чтобы найти кассы, нужно пройти в вестибюль станцТурникеты в петербургском метроии. Обычно они находятся неподалёку от турникетов, организованы в виде окон в соседней стене. Рядом с окнами касс находятся информационные стенды с указанием стоимости проезда, графиком работы метрополитена, его картой.

Для прохода через турникет необходимо кинуть жетон в специальное отверстие или поднести электронную транспортную карту к верхней части турникета. Если перед вами загорелся зелёный свет, то проход открыт. Если красный или жёлтый – оплата проезда не произведена. В таком случае найдите свой жетон в нижней части турникета и повторите попытку. Если вы пользуетесь пластиковой картой, то вероятно на ней закончились средства доступные для оплаты проезда.

У каждой станции метро есть своё время открытия и закрытия. Начало их работы приходится на период между 5:30 и 6:00 утра. Закрытие – 0:00 – 0:40.

Если вы везёте с собой объёмный багаж, то проходите не через узкие турникеты, а через крайний проход, оснащённый более широкими створками. Такой проход всегда находится рядом с кабинкой дежурного сотрудника станции. Там же удобно провозить сумки и тележки на колёсах.

Оплата проезда банковской картойС 2015 года в петербургском метрополитене запущен первый в России проект внедрения на турникетах инновационной платежной технологии MasterCard PayPass. Оплатить проезд в метро можно с помощью банковской карты, которая поддерживает технологию PayPass (бесконтактное совершение платежей). Оплата проезда по технологии MasterCard PayPass происходит быстро, удобно и безопасно − в одно касание картой или другим PayPass-устройством (телефоном, брелоком, часами и т.п.). С этой инновацией пассажирам метро не нужно тратить время на приобретение билетов или жетонов для оплаты поездки, заранее пополнять транспортное приложение, искать сумму под расчет или ожидать сдачу при покупке проездных в кассах – им достаточно использовать свою бесконтактную банковскую карту, которой они ежедневно оплачивают покупки и услуги. 

Людям с ограниченными возможностями, передвигающимися на инвалидных колясках, для спуска по эскалатору необходимо обратиться к дежурному сотруднику метрополитена, находящемуся в кабинке у турникетов. Дежурный вызывает специалиста, осуществляющего помощь инвалидам в спуске по эскалатору. Для подъёма по эскалатору нужно также обращаться к дежурному в кабинке у эскалаторов внизу.

Для спуска в подземный вестибюль служит эскалатор, стоять на котором рекомендуется с правой стороны. Обязательно держитесь за поручень, так как по левой половине самодвижущейся лестницы иногда пробегают спешащие пассажиры, которые легко могут вас задеть. Держаться за поручень следует и для предотвращения падения при резкой остановке эскалатора.

В отличие от московского метро, в петербургской «подземке» при подъёме наверх пассажиры стоят не только справа. Поэтому бежать по эскалатору вверх в большинстве случаев не получится.

В переходах между линиями метро пассажиры могут воспользоваться киосками с прессой, терминалами по оплату сотовой связи и других услуг. Карту (схему) метро можно найти на каждом подземном вестибюле.

При прибытии поезда не мешайте выходящим из него пассажирам, не стойте перед открывающимися дверьми вагонов, располагайтесь справа или слева от них.

После прохода в вагон советуем пройти налево, направо, или к противоположным от входа дверям. В таком случае вы не будете мешать входящим и выходящим пассажирам на других станциях. Если вам нужно выйти на следующей остановке, а пройти к дверям мешает другой пассажир, то следует спросить у него, не выходит ли он на следующей станции, а не протискиваться к дверям толкая соседа.

Станция "Балтийская"

Если вы едете в вагоне метро стоя, то обязательно держитесь за поручни.

В каждом вагоне кроме многочисленных рекламных баннеров обязательно висят по две схемы метро.

Перед закрытием дверей диктор обязательно предупреждает пассажиров об этом. Перед прибытием на станцию пассажирам озвучивается её название, а также название следующей остановки.

Гостю города будет полезно знать, что петербургское метро испытывает наибольшую нагрузку в часы пик – в девятом часу утра и в седьмом часу вечера по будним дням. В это время огромные толпы горожан перемещаются от своего дома к работе и обратно.

Подземные вестибюли станций оснащены информационными терминалами, которые представляют собой высокую узкую стойку с сенсорным экраном и двумя кнопками. Кнопка «SOS» свяжет вас с дежурным сотрудником, который поможет в случае возникновения опасной ситуации (драка, необходимость вызова врача, оставленная кем-то сумка). Кнопка с буквой «I» связывает пассажира с информационно-справочной службой метрополитена.

Петербургская «подземка» может удивить наличием уникальных станций типа «горизонтальный лифт». Подземные вестибюли таких станций полностью ограждают пассажиров от путей следования поездов.

Гостю Петербурга следует помнить, что фотографирование на территории метрополитена запрещено даже без использования вспышки и штатива. В конце ноября 2012 года Верховный Суд РФ подтвердил, что метрополитен является объектом гражданской обороны, а значит фотографировать на его территории можно только при наличии соответствующего официального разрешения. Вместе с тем, штрафы за фотосъёмку без разрешения Верховным Судом были признаны незаконными.

Автобусы

Автобусная остановка

Автобусное сообщение в Санкт-Петербурге организуется как за счёт бюджетного, так и частных перевозчиков. Городские муниципальные автобусы провозят пассажиров по единому тарифу, который в 2016 году составлял 30 рублей.

Автобусные остановки в Петербурге можно узнать по соответствующим дорожным знакам, информационным табличкам с буквой «А» и номерами останавливающихся напротив них маршрутов. На этих табличках также указываются интервал или расписание движения автобусов. Но принимать эту информацию к сведению не стоит, так как из-за автомобильных пробок наземный транспорт часто не соблюдает ни интервал, ни расписание.

До нашего города ещё не дошли передовые информационные технологии, которые позволяют следить за движением общественного транспорта и сообщаться ожидающим людям время, оставшееся до прибытия транспорта. Как правило, время ожидания автобуса в центре города может составлять 5-10 минут. Больший интервал наблюдается поздно вечером или в случае каких-либо серьёзных препятствий в пути следования транспорта.

Отличить муниципальный автобус от коммерческого просто. К одному из его боковых окон со стороны входа прислонена табличка с номером маршрута (чёрные цифры на жёлтом фоне) и названиями главных остановок. Автобусы выкрашены в белый цвет, в большинстве случаев с зелёными полосами.

Все муниципальные автобусы, следующие через исторический центр Петербурга, обслуживают кондукторы, принимающие оплату за проезд. Не так давно автобусы были оснащены «валидаторами», которые служат для оплаты проезда при помощи электронных проездных билетов. Под валидатором подразумевается прикрёплённое к поручню устройство с экраном, на котором отображается статус оплаты. Если вы поднесёте к нему свой проездной, то он загорится зелёным (синим) или красным (жёлтым) светом. В первом случае оплата произведена, во втором – нет.

Валидатор

Если у вас нет проездного билета, то плату за проезд примет кондуктор. Он должен быть одет в жилетку с логотипом «Пассажиравтотранс», иметь в руках терминал для приёма оплаты при помощи электронных проездных билетов.

Автобусы, следующие не через центр города, иногда обходятся без кондуктора. Его функцию выполняет водитель, который выпускает пассажиров из салона только через переднюю дверь. При этом он принимает оплату за проезд. Будьте внимательны, если войдёте в автобус с табличкой «Оплата водителю». В этом случае надо заранее позаботиться о том, чтобы перед нужной остановкой оказаться рядом с передней дверью. Другие двери водитель открывает для входа только после обслуживания всех желающих выйти пассажиров.

В следующих через центр города автобусах через аудиосистему объявляются названия остановок.

В отличие от коммерческих «маршруток» муниципальный общественный транспорт имеет право высаживать пассажиров только на оборудованных остановках. Даже если автобус встал в пробке, и вам оказалось проще идти дальше пешком, водитель крайне неохотно откроет вам дверь для выхода. Это ему запрещено должностной инструкцией.

Автобусы, равно как и другой наземный общественный транспорт, не ходят по маршрутам с полуночи до начала шестого утра. Но с 2012 года у нас появились ночные маршруты, которые дублируют ветки метрополитена. Стоимость проезда на них равна стоимости проезда днём – 30 рублей. Интервал движения ночного автобуса - 15 минут.

Следует помнить, что путь ночных автобусов зависит от разведения мостов через Неву. На время развода они ходят по укороченным маршрутам.

Маршрутные такси («маршрутки»)

Частным перевозчикам городскими властями отданы на откуп множество маршрутов, проходящих в том числе через центр Петербурга. Автобусы таких фирм от муниципальных отличаются цветом. Часто они увешаны рекламой как новогодние гирлянды, баннеры часто закрывают даже окна.

Если городские автобусы всегда большие, то частные могут быть как средней вместимости, так и малой. Плату за проезд здесь чаще принимает водитель. Машины средней и малой вместительности обходятся без кондуктора практически всегда.

Главным преимуществом «маршруток» является интенсивность их движения. Пока вы ждёте на остановке нужный вам автобус или троллейбус, подходящих по маршруту маршрутных такси может проехать перед вами сразу несколько.

Ещё одна положительная особенность этого вида общественного транспорта – возможность остановки в любом месте по требованию пассажира. Правда иногда клиенты этим злоупотребляют и останавливают коммерческий транспорт через каждые 10 метров. Такой сервис себе позволяют только водители средних и малых машин.

Стоимость проезда на транспорте частных компаний всегда дороже, чем на городских автобусах – от 36 до 40 рублей в пределах города. Если вы добираетесь на маршрутке до пригорода (Петергофа, Царского Села), то проезд в одну сторону может стоить до 80 рублей, а в случае дальних населённых пунктов в Ленинградской области – ещё больше.

Троллейбусы

Троллейбус

Если во многих европейских городах проблему экологии помогают решать экоавтобусы, то в России работающие на чистом топливе машины заменяют троллейбусы. Кто не знаком с таким видом общественного транспорта, сможет отличить его по наличию на крыше двух токосъёмников. Троллейбус движется за счёт электричества в контактной сети.

Остановка троллейбуса отмечается жёлтой табличкой с номерами маршрутов и чёрной буквой Т на белом фоне.

Из-за привязки к приводам троллейбус во многих случаях едет медленнее, чем автобус. Поэтому, если ваш маршрут позволяет воспользоваться обоими видами общественного транспорта и к остановке одновременно подъезжают подходящие вам автобус и троллейбус – выбирайте первый из них.

Система оплаты проезда в троллейбусе точно такая же, как и в автобусе. Этот вид транспорта бывает только муниципальным, всегда обслуживается кондукторами.

Троллейбус и автобус с одинаковым номером маршрута едут по разным направлениям. Например, на Невском проспекте вы можете встретить два вида транспорта под номером 22. Будьте внимательны, они не дублируют друг друга.

Трамваи

Трамвай

Когда-то Санкт-Петербург считался трамвайной столицей, обладал самой развитой в стране сетью трамвайных линий. Но в начале 2000-х годов городские власти, во главе с В. И. Матвиенко, решили, что этот вид общественного транспорта не подходит для центра Петербурга. И вместо того чтобы его модернизировать – уничтожили. Ряд трамвайных парков оказался застроен жилыми и деловыми комплексами, так что восстановить их уже не удастся. Предпринимаются попытки к уничтожению некоторых необходимых трамваю электроподстанций, в том числе знаменитой «блокадной» подстанции на Фонтанке.

К лету 2016 года исторический центр Петербурга обслуживает только один маршрут трамвая, который связывает Сенную площадь и район Коломны с другими частями города. Ради этого случая были приобретены новые низкопольные машины, которые не стыдно показать гостям Северной столицы.

Трамвайная сеть в спальных районах под сокращение не попала. Но подавляющее большинство поездов – это давно устаревшие вагоны серии ЛВС-86. Трамвайные пути на многих маршрутах не ремонтировались по 20-30 лет. А если ремонт недавно и производился, то по «современным» российским технологиям, когда пути приходят в плачевное состояние уже через год-два. В таких условиях петербургский трамвай – самый медленный и неудобный вид общественного транспорта. Хотя он может и должен быть самым быстрым и удобным.

Остановки трамвая обозначаются соответствующими знаками, прикреплёнными к контактной сети.

Оплату за проезд принимает кондуктор. В последнее время на поручнях трамвайных вагонов появились валидаторы, но до сих пор они не работают. Так что оплату посредством электронного проездного билета пока можно осуществить через валидатор, который носит с собой кондуктор.

Водное такси (аквабус)

Аквабус

В 2012 году в Санкт-Петербурге начался эксперимент по использованию в качестве маршрутов общественного транспорта водных городских артерий. Несмотря на то, что в центре Петербурга есть не только Нева, но и Мойка, Фонтанка, канал Грибоедова, Обводный канал, аквабусы были запущены только по первой из них.

Преимуществом аквабусов стала их независимость от автомобильных пробок. Недостатками – возможность существования только в период навигации (с апреля по октябрь), наличие маршрутов только на Неве, малая вместимость катеров. Водные такси оказались востребованы в основном лишь туристами. Можно только догадываться были ли бы востребованы маршруты аквабусов на Фонтанке и Мойке, эксперимент уже начал сворачиваться. В 2013 году дотации перевозчикам из городского бюджета сократились вдвое. Всё идёт к тому, что в последующие годы Петербург откажется от водного общественного транспорта.

Посмотреть маршут аквабусов, узнать стоимость и часы работы можно по ссылке.

Что в итоге

В заключении предлагаем вашему вниманию несколько полезных ссылок.

http://transport.orgp.spb.ru

На сайте «Портал общественного транспорта Санкт-Петербурга» организована возможность отслеживания местоположения муниципальных автобусов, троллейбусов и трамваев. Этот сервис позволяет оценить время ожидания общественного транспорта.

http://spb.rusavtobus.ru/

Этот сайт – лучший вариант для автоматического составления маршрутов передвижения по Петербургу. В отличие от подобного сервиса на Яндекс.Картах он подробен и актуален.

http://www.metro.spb.ru

Время работы каждой конкретной станции метро и подробные правила пользования этим видом общественного транспорта найдите на официальном сайте петербургского метрополитена.